А может, Аляску под протекторат ООН?

Недавняя военная провокация Армении на Товузском направлении азербайджано-армянской границы со всей очевидностью показала, что нагорно-карабахский конфликт никак нельзя считать замороженным. В условиях продолжающейся оккупации Арменией территорий Азербайджана подобные стычки неизбежны. То есть во избежание очередной эскалации международному сообществу, в том числе и Минской группе ОБСЕ, следовало бы работать над устранением причин, которые приводят к напряженности как на границе двух государств, так и на линии соприкосновения войск в Карабахе. С другой стороны, хочется призвать разного рода политиков отказаться от заявлений, которые вольно или невольно провоцируют напряженность и тем самым затягивают решение карабахского конфликта.
"Применение силы произошло не на линии соприкосновения, а на границе Армении с Азербайджаном. Почему это произошло сейчас — вот основной вопрос, на который еще никто не ответил". Об этом сказал в интервью "Голосу Америки" бывший временно исполняющий обязанности сопредседателя от США Минской группы ОБСЕ, посол Ричард Хогланд, комментируя недавнюю эскалацию на армяно-азербайджанской границе.
Хогланд отметил, что имел неофициальную беседу с личным представителем председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком. "На данный момент они не могут осуществлять наблюдательскую миссию в зоне напряженности. Минская группа приложила большие усилия для снижения напряженности и возврата к статус-кво. Но у меня есть ощущение, что она, к сожалению, неспособна решить вопрос", - сказал Хогланд.
По его словам, даже при наилучших намерениях, при полной поддержке вовлеченных сторон и такой великой державы, как Россия, Минская группа просто не справляется со своей задачей. Поэтому он считает, что к процессу активно должна подключиться ООН: "Лично я считаю, что вопрос должен стать проблемой ООН, и единственный путь — это оставить Нагорный Карабах под протекторатом организации на неопределенное время. И в дальнейшем, спустя годы, когда, возможно, эмоции поостынут, обе стороны смогут изъявить свои желания на будущее под руководством ООН", — заключил посол. При этом Хогланд отмечает необходимость урегулирования конфликта на основе четырех резолюций Совбеза ООН по карабахскому вопросу, так называемых мадридских принципов, которые предлагают некоторые решения.
Коснувшись роли России в урегулировании карабахского конфликта, Хогланд сказал, что если изучить историю, можно проглядеть ряд очевидных обстоятельств: "Во-первых, президент РФ Владимир Путин ранее заявил, что развал СССР стал самой большой катастрофой прошлого века. Он периодически заявляет, что страны постсоветского пространства — полагаю, что Армения и Азербайджан в том числе, — находятся в специальной зоне внимания России. Можем назвать условно эту зону привилегированной, и где множество нерешенных конфликтов. Мое личное мнение, что если бы Россия действительно хотела решить этот конфликт, то предпринимала бы более активные действия в этом направлении", - сказал американский дипломат. При этом очевиден тот факт, что Россия и Армения являются союзниками, что также сказывается на карабахском урегулировании.
По поводу же роли Турции в данном вопросе Хогланд указал на отсутствие каких-либо доказательств или свидетельств "прямого вовлечения Турции" в карабахский конфликт: "Конечно, мы все знаем, что Азербайджан и Турция, близкие союзники, но и Армения с Россией тоже союзники. В регионе есть иные акторы, которые могут оказаться в выигрыше от этой ситуации".
Что ж, начнем с наблюдательной миссии Анджея Каспршика, о которой упомянул Ричард Хогланд. Дело в том, что эта миссия давно превратилась в стороннего наблюдателя, от нее нет никакого проку. Кстати, эскалация во многом происходит из-за нежелания Каспршика и его команды давать объективную политическую оценку нарушению режима прекращения огня и военным провокациям, к которым прибегают армяне. Если после подлых армянских снайперских атак против азербайджанских детей наблюдательная миссия трусливо смолчала, то возникает вопрос: а нужна ли вообще эта наблюдательная миссия?
Что касается умозаключений экс-сопредседателя Минской группы относительно последних событий и в целом путей решения конфликта, то они вызывают как минимум удивление. Кому, если не сопредседателю Минской группы ОБСЕ от США Ричарду Хогланду не знать о том, почему применение силы произошло на границе? Официальные органы Азербайджана, местная пресса, включая и наше издание, непредвзятые международные эксперты тысячу раз указывали на причины, из-за которых происходят столкновения на границе. Повторимся еще раз для хогландов и ему подобных: первопричиной применения силы как в зоне карабахского конфликта, так и на границе Азербайджана и Армении является нерешенность карабахской проблемы и оккупация земель Азербайджана армянскими дашнаками! И не к лицу экс-сопредседателю Миской группы задаваться таким глупым вопросом. Другими словами, возвращение к прежнему статус-кво, к чему призывает американец, непременно приведет к очередной вспышке насилия. Ричарду Хогланду следовало бы говорить о смене нынешнего статус-кво в карабахском конфликте, что подразумевало бы конец оккупации. Однако вместо этого он в очередной раз отличился дилетантскими размышлениями, но теперь по поводу ооновского протектората над Нагорным Карабахом. Неужели, будучи сопредседателем Минской группы ОБСЕ, он мыслил такими же, мягко говоря, бредовыми категориями? Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов, захваченные Арменией, принадлежат Азербайджану. И с какого перепуга, спрашивается, все эти земли должны быть переданы под протекторат ООН? Вместо призывов восстановить суверенитет Азербайджана над Карабахом и остальными оккупированными территориями мы слышим от США (страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ) столь абсурдные предложения! А может, уместнее было бы говорить, например, о передаче Аляски под протекторат ООН? Если мы говорим об участии ООН в разрешении карабахского конфликта, то, как тут не вспомнить о четырех резолюциях Совбеза этой организации по Карабаху, принятых еще в 1993 году, которые при этом игнорируются Арменией? Неэффективность ООН заключается именно в ее неспособности реализовать свои же решения. Хотя, конечно, недавнее заявление генсека ООН Антониу Гутерриша, сделанное в ходе телефонного разговора с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым о том, что нынешний статус-кво не может продолжаться вечно, нужно только приветствовать. В данном контексте активность ООН в разрешении конфликта должна возрастать.
А теперь что касается роли России на этом поприще, о чем тоже не умолчал Ричард Хогланд. Недавнее заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова о поэтапном решении карабахского конфликта, вызвавшее бурю негодования в Ереване, само по себе указывает на то, какая из стран-посредников больше всех заинтересована в справедливом урегулировании этого конфликта. Дальше – больше. Переговоры между главами Азербайджана и Армении, которые проведены за последние годы, были инициированы именно Москвой. Более того, во время трехсторонней встречи с участием президента России Владимира Путина, которая состоялась в Санкт-Петербурге 20 июня 2016 года, удалось достичь относительного прогресса. Но в итоге тогдашний президент Армении Саргсян отказался от достигнутых договоренностей. Сегодняшний глава Армении Пашинян идет по стопам своего предшественника, нарушая все договоренности и нормы международного права. И, к сожалению, ни США, ни Франция не осуждают Ереван за это. Поэтому возникает справедливый вопрос: имеет ли в этой связи мистер Хогланд моральное право упрекать Россию в недостаточной активности в деле карабахского урегулирования?
А.ШАХВЕРДИЕВ
Другие новости

Члены международного клуба путешественников MTP начали тур по Карабаху и Восточному Зангезуру

Срок действия разрешения на посещение освобожденных территорий Азербайджана продлен до 5 дней

Обнародованы сроки реализации проекта железной дороги Агдам-Ханкенди

Стал известен ассортимент продукции, которая будет производиться на швейной фабрике в Ханкенди

В село Хыдырлы Агдамского района будут переселены 6 тысяч человек
