• Баку 15° C

    3.42 м/с

Всех лихорадит. Как долго будет падать мировая экономика?

21:28 / 17.09.2020 Просмотров: 22634

Хотя бы без краткого обзора относительно положение дел в самых крупных национальных экономиках невозможно провести тщательный анализ самой глобальной экономики. Поэтому и мы пошли путем обнародования статистики. Так, экономика США, как известно, во втором квартале рухнула примерно на 33%. В экономики Еврозоны ситуация не лучше, японская экономика под влиянием пандемии тоже потерпела беспрецедентный спад, экономика Канады сократилась на рекордные 11,5% (относительно предыдущего квартала) и вошла в рецессию. ВВП России, в свою очередь, во втором квартале, на который пришелся пик коронавирусного кризиса, упал аж на 8,5% в годовом выражении. И только Китай демонстрирует некоторую уверенность. По крайней мере, из всех вышеперечисленных стран только в Поднебесной наметился экономический подъем. Так, рост ВВП Китая во втором квартале 2020 года составил 3,2%.
Нужно отметить, что в нынешний коронавирусный период добиться даже такого небольшого для Китая роста ВВП - не из легких задач. Но может ли это положительно повлиять на темпы роста всей мировой экономики? Судя по мнению экономических экспертов, вряд ли.
Суммарный ущерб мировой экономике из-за распространения коронавируса составит к концу 2021 года $7 триллионов. Такие оценки в интервью газете Les Echos привел главный экономист Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Лоуренс Бун. «На 2021 год мы не изменили наши прогнозы. Мировая экономика не будет восстанавливаться быстрее, чем прогнозировалось, - отметила она. - Нам предстоит жить с вирусом еще много месяцев. К концу 2021 года мировой ВВП потеряет $7 триллионов. Это серьезное потрясение».
В среду ОЭСР распространил доклад, в котором допустил снижение мирового ВВП в 2020 году на 4,5%, а не 6% (как прогнозировалось ранее) при позитивном развитии ситуации, связанной с распространением коронавируса. В новом отчете организации указывается, что падение мирового производства в 2020 году оказалось меньше, чем ожидалось, однако остается беспрецедентным для новейшей истории. В ОЭСР также указали, что объемы производства быстро выросли после смягчения ограничительных мер и первоначального возобновления деятельности предприятий, но темпы глобального восстановления в летние месяцы несколько замедлились.
А замедлились темпы глобального восстановления, к сожалению, из-за того, что многим странам вновь пришлось вводить ограничения.
Вместе с тем во всех вышеперечисленных государствах растет уровень безработицы и соответственно падает уровень благосостояния людей. То есть вопрос «спасение экономики или здоровье человека», как бы цинично это ни звучало, стоит сейчас острее, чем когда-либо. Совсем не зря даже Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая в начале пандемии ратовала за введение жестких ограничительных мер, сейчас призывает не увлекаться этим. Не остается у стран другого выхода, кроме как открывать границы и тем самым улучшать экономические показатели. И это понятно, ведь прогнозы почти всех авторитетных международных рейтинговых агентств, таких как Standard&Poor's, Moody's и Fitch Ratings, по поводу роста мировой экономики уже в этом году не оправдались.
Справедливости ради скажем, что представители этих агентств, давая такие прогнозы, делали оговорку «мол, если пандемия пойдет на спад». Но, как видим, не пошла, и скорее всего это случится не скоро. Как правильно сказала главный экономист Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Лоуренс Бун, нам предстоит жить с вирусом еще много месяцев. Ее пессимистический посыл понятен. Всем нужно исходить из сегодняшней реальности и искать пути для спасения глобальной экономики. Нельзя только констатировать факт дальнейшего падения глобальной экономики и понесенного ею ущерба. Конечно, пандемия перечеркивает все намеченные планы в деле восстановления мировой экономики и ситуация действительно серьезная. 
Свою негативную лепту в процесс возрождения вносит и нефтяной рынок, который тоже продолжает лихорадить. Стабильные нефтяные котировки, как ни странно, в той или иной мере влияют на общие показатели в мировой экономике. Да, с некоторых пор (и об этом «НВ» не раз писало) приемлемые для нефтедобывающих государств цены на нефть выгодны и для стран-импортеров. Вслед за лихорадкой нефтяного рынка начинает трясти фондовые индексы, биржи и финансовые рынки - в конечном итоге всю глобальную экономику. Но следует сказать, что пандемия хоть и сильно влияет на волатильность нефтяных котировок, тем не менее человеческий фактор в этом деле тоже играет далеко не последнюю роль. В частности, при всем негативе, вызванном коронавирусом, нельзя сбрасывать со счетов нефтяную сделку по заморозке добычи «черного золота» в рамках ОПЕК+ стран, не входящих в картель. От соблюдения принятых на себя обязательств странами, подписавшими этот документ, в немалой степени зависит ценовая нефтяная составляющая, а значит - и перспектива мировой экономики. Насколько удастся избежать вмешательства третьих государств в договоренности между сторонами, настолько прочными и нерушимыми будут эти соглашения. А попытки диктата и вмешательства, к примеру, со стороны США происходят регулярно.
С другой стороны, редко аналитики делают прогнозы по перспективе глобальной экономики без учета торговых войн, которые сейчас мы наблюдаем между Соединенными Штатами и Китаем. А когда сталкиваются лбами две самые мощные экономики, то ждать от этого что-то хорошего нельзя. Глобальная экономика впала в рецессию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому немудрено, что тот рост экономики Китая, который был нами отмечен выше, в связи с продолжающими «военными действиями на фронтах торговых и экономических войн» вмиг может обнулиться. А это еще раз указывает на то, что докоронавирусных показателей в мировой экономике добиться в среднесрочной перспективе будет очень сложно. И не только по причине бушующей пандемии…


А.МАМЕДОВ


Другие новости

Лента новостей

Все новости
25 апрель 2024

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA