• Баку 18° C

    7.77 м/с

Стоит ли ломать копья, если  нет альтернативы? 
 

18:48 / 25.09.2019 Просмотров: 18968

Отчеты государственного комитета статистики по росту цен стали предметом бурных обсуждений в социальных сетях, где граждане подвергли сомнению инфляционный показатель в 2,6% по итогам января-августа текущего года. 
Справедливости ради стоит отметить, что на это были причины, поскольку два месяца минувшего лета запомнилось неслыханно высокими ценами на сезонные фрукты и овощи. А ведь еще несколько лет назад, до стартовавшей в стране масштабной поддержки сельскохозяйственной отрасли, никто бы не поверил, что цены на огурцы и помидоры в середине лета могут повыситься до одного – полутора манатов. Кстати, прошлым летом стоимость этих овощей редко превышала 50 – 60 гяпиков, а годом раньше и вовсе укладывалась в 30 -50 гяпиков. Население с удивлением наблюдало растущие цены, а скупщики – торговцы аргументировали  подорожание дефицитом местной продукции. 
К примеру, нашумевшее подорожание лука продолжилось этим летом, а в начале июля цены устойчиво держались на уровне 1 маната за килограмм. Картофель продавался  чуть дешевле – 70 – 80 гяпиков за килограмм, персики – 1,5 – 2 маната. Из-за высоких цен столичные жители не смогли этим летом вдоволь наесться черешни и клубники. И если в прошлом году столичные рынки были завалены клубникой, этот сезон отметился явным дефицитом и двукратным подорожанием. Цены на абрикосы достигали в отчетный период 3 – 5 манатов, дыня в середине лета стоила 70 – 80 гяпиков, стоимость килограмма арбуза  до августа была на уровне 40 гяпиков – вдвое выше сезонной цены. 
На этом фоне Государственный комитет статистики проинформировал, что цены на фруктово-овощной ряд наших прилавков за первые шесть месяцев не только не повысились, но даже упали на 6,5%. Это и вызвало широкий общественный резонанс. Выступивший по данному поводу экономист Неймат Алиев сообщил журналистам, что официальная статистика выдает откровенно недостоверную информацию о состоянии цен на рынке сельхозпродукции. По его словам, вплоть до конца июля по сравнению с прошлым годом, подорожала вся сельхозпродукция:  «Но данные Госкомстата строятся на таких вот подсчетах. И сложив всю статистику собственного сочинения, эта структура вывела общие цифры по инфляции, согласно которым цены на потребительские товары в текущем году выросли на 2,6%. На самом же деле данные официальной статистики не имеют ничего общего с реальностью»
Местные экономисты обращают внимание на отсутствие в  стране доступных аналитических материалов, проливающих свет на причины высоких цен и дефицита продукции. Местные экономисты и специалисты этой отрасли не идут дальше  констатации высокого уровня инфляции, делая сравнительные выводы. «Сравнительный анализ цен показывает резкое подорожание продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, и это оказывает серьезное негативное влияние на уровень жизни в стране, - говоритт Неймат Алиев.
Ранее эксперт обращал внимание на резкое подорожание зерна и пшеницы в этом году, прогнозируя скрытое и явное подорожание хлеба, муки и хлебобулочных изделий. Скажем, пшеница, которая стоила в прошлом году 23-25 гяпиков за килограмм, поднялась в цене до 38-39 гяпиков. Цены на ячмень выросли с прошлогодних 25-27 гяпиков до 35-38 гяпиков. По сравнению с прошлым годом пшеница подорожала на 55-65%, а ячмень - на 40-41%. Отмечалось негативное влияние роста цен на птицеводческие и животноводческие фермы.

Накануне заместитель председателя Госкомстата Азербайджана Рауф Салимов также прокомментировал обвинения в несоответствии обнародованного комитетом показателя роста цен реальным цифрам. Представитель комитета заявил, что в стране приняты необходимые меры для предотвращения искусственного повышения цен: «Надеюсь, что рост зарплат не приведет к искусственному повышению цен. Инфляция в январе-августе составила 2,6%, в то время как в январе-июле она была равна 2,7%. В августе наблюдалось сезонное удешевление овощей и фруктов, и в этой связи мы отмечали снижение на 0,1 процентного пункта. Не думаем, что инфляция ускорится», - сказал он. 
По словам чиновника, комитет рассчитывает среднюю инфляцию в стране - отсюда и возникает разница между тем, что видят граждане, и официальной динамикой ценового роста: «Так, в 5 043 пунктах регистрируется стоимость товаров и услуг. Обнародованная нами цифра средняя для всех районов. Резкое подорожание одного-двух товаров - это не инфляция. Это повышение цены на данный продукт. Я могу привести примеры удешевления других продуктов, поэтому, говоря об инфляции, мы имеем в виду повышение общего уровня цен на 520 наименований товаров и услуг», - сказал он.
На это местным экономистам возразить почти нечего - они лишь отметили, что в стране отсутствуют альтернативные источники данных по инфляции. В частности отмечается, что местные экспертные организации не имеют кадровой и технической базы для ведения такой работы в масштабах страны. 
Тамара ХАЙРУЛИНА  


Другие новости

Лента новостей

Все новости
15 апрель 2024

Самый читаемый

Интервью

Тexнoлoгия

Шоу-бизнес

MEDIA